Перейти к содержимому

О школе суггестивной психотерапии Аскольда Архангельского

Лыков В.И.

    При подготовке этой статьи я решил выяснить через интернет, как в настоящее время обстоят дела с обучением суггестивной психотерапии. Признаюсь, результаты поисковых запросов меня несколько огорчили и даже обескуражили. Нет, интерес обывателей к тайнам гипноза «удовлетворяется» с лихвой. Сейчас любой желающий, независимо от образования и моральных качеств может легко научиться техникам гипнотизации. Не мало предложений курсов по использованию гипнотерапии для психологов. Совершенно противоположная ситуация наблюдается с обучением этой специализации врачей-психотерапевтов. Подобные курсы не то чтобы отсутствуют вовсе. О суггестивной психотерапии говорят, но как правило, в ознакомительном ключе и в ряду других методов. Происходит это в рамках подготовки по общей психотерапии. При этом у обучающихся невольно складывается впечатление, что данный подход, мягко говоря, устарел и это не более чем забавный анахронизм. Что же касается качества преподавания, то впору вспомнить известный анекдот:

— А ви таки знаете, Абрам, Карузо не такой уж и великий тенор!

— Да ви что! Ви слушали Карузо??

— Да нет, но Мойша мне кое-что напел!

   Как же получилось, что простой в своей основе и веками проверенный метод оказался на задворках современной психотерапии? Справедливости ради отметим, что подобное в истории суггестивной психотерапии случалось не раз. Нельзя не вспомнить в этой связи о значении личности для продвижения и развития данного подхода. Так, этап научного осмысления гипнотических феноменов был начат благодаря усилиям и энтузиазму Жана-Мартена Шарко. Этот выдающийся невролог, «врач принцев и королей», «Наполеон неврозов» в 1883 году после доклада в Парижской академии наук впервые публично заявил о гипнозе как об эффективном лечебном методе и достойном объекте для серьезных научных исследований. В России популяризация знаний о гипнотизме были связаны с именем другого знаменитого невролога и нашего соотечественника - Владимира Михайловича Бехтерева. Как известно, именно Ж.Шарко обратил его внимание на этот терапевтический инструмент. Активное использование гипносуггестивных методов Бехтерев В.М. начал еще будучи профессором Казанского университета и заведующим психиатрической клиникой окружной казанской лечебницы. Дальнейшее развитие учение о гипнозе было продолжено в стенах Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. В его теоретическом обосновании огромную роль сыграл великий физиолог Павлов И.П.. Наработки выдающихся ученых и клиницистов были подхвачены их учениками. Традиция обучения гипносуггестивным подходам в военно-медицинской академии жива и по сей день. К ее особенностям мы еще не раз будем возвращаться.

   Возможно неподготовленному читателю данное вступление покажется несколько пространным и отвлеченным. Вместе с тем все вышеизложенное напрямую связано с темой нашей публикации. Собираясь поделиться своими соображениями о школе суггестивной психотерапии Архангельского А.Е., автор собирался говорить не только и не столько об уникальности, сколько о преемственности и развитии данного подхода. Ведь согласно правилу шести рукопожатий, Аскольда Евгеньевича и Владимира Михайловича Бехтерева отделяло всего лишь одно рукопожатие. Его учитель, профессор Андрей Сергеевич Чистович, одним из своих наставников считал именно Бехтерева В.М.. Этот достойный продолжатель славной врачебной династии Чистовичей, обладая широчайшей эрудицией и свободно владея несколькими европейскими языками, всегда был на острие самых последних достижений психиатрии. Воспоминания выпускников военно-медицинской академии того времени показывают, насколько неизгладимое впечатление на них производили его лекции. Обязательным компонентом их были демонстрация гипнотических феноменов.

   По сути, все вышеизложенное пока можно свести только к истории суггестивной психотерапии в России в общем и в Санкт-Петербургской (Ленинградской) Военно-медицинской академии в частности. Будет ли корректным выделять из этого мощного русла некие отдельные ответвления или следует рассматривать все как единое целое? В этой связи автор, признаться, немного засомневался и подумал, а как сам Аскольд Евгеньевич отнесся бы к понятию — школа суггестивной психотерапии Архангельского А.Е.? Ответ в голове крутился не однозначный. С одной стороны, его деятельность в последние годы несомненно включала усилия по созданию школы и передачу знаний ученикам. С другой, зная щепетильность и скромность Аскольда Евгеньевича, он вряд ли бы согласился дать ей свое имя. Другое дело, когда мы смотрим на плоды его трудов спустя десятилетия. Тут уже само время помогает нам лучше оценить масштаб вклада в суггестивную психотерапию этого удивительного человека. Одним словом, окончательный ответ на этот вопрос должны дать его ученики и последователи. Для нас он был учителем с большой буквы. А эта вводная статья пусть будет попыткой набросать контуры школы, через которую нам довелось пройти под руководством Аскольда Евгеньевича.

   Как известно, о той или иной школе в науке можно говорить можно говорить лишь в том случае, когда соблюдены три условия (привило трех «У»): налицо должны быть «учитель, учение, ученик» (или «учитель, ученик (ученики), учение»). Применительно к медицине в общем и психотерапии в частности вместо «учения» допускается синонимичное понятие «метода». Для полноты картины я в качестве четвертого условия добавил бы еще понятие «места» зарождения школы. По вопросу значимости окружения и атмосферы для создания плодотворных (или не очень) условий для зарождения и развития научных школ сказано не мало. Как уже отмечалось, и географическая локация (г. Ленинград (Санкт-Петербург)), и головное учреждение (Военно-медицинская академия) для зарождения школы Архангельского А.Е. сыграли далеко не случайную роль.

   Начнем с краткой биографической справки. Архангельский Аскольд Евгеньевич родился 31 марта 1941 года. В 1965 году закончил с отличием Ленинградский Санитарно-Гигиенический медицинский институт, а в 1967 году — клиническую ординатуру по психиатрии при том же институте. С 1967 по 1974 год здесь же он работает ассистентом. С этого времени начинается его преподавательская деятельность. Под руководством заведующего кафедрой профессора Чистовича А.С. в 1972 году Аскольд Евгеньевич защищает кандидатскую диссертацию «Опыт психиатрического изучения различных контингентов несовершеннолетних правонарушителей и трудных детей». С 1974 по 1982 годы он становится старшим научным сотрудником психоневрологом Института акушерства и гинекологии АМН СССР, где ведет такое научное направление как «Патология нервной системы и беременность». В 1982 году его приглашают доцентом кафедры нервных болезней Военно-медицинской академии им. С.М.Кирова (ВМедА), которую возглавлял тогда генерал-майор медицинской службы, доктор медицинских наук, профессор, член корреспондент АМН СССР Геннадий Александрович Акимов. В этот период помимо преподавания Архангельский А.Е. в качестве ученого секретаря активно участвует в деятельности Ленинградского общества неврологов. Кроме того, он также руководит военно-научным обществом слушателей (ВНОС) при кафедре нервных болезней ВмедА. Мне представляется, что именно тогда на кафедре нервных болезней в процессе занятий с курсантами старших курсов академии был сформирован авторский стиль преподавания и заложен фундамент его школы суггестивной психотерапии. Обучение курсу «Суггестивной психотерапии» врачей психиатров и психотерапевтов началось с 1990_х годов и происходило вначале на базе кафедры неврологии, а затем кафедры психиатрии ВМедА. В 1990 году Архангельский А.Е. организовывает секцию гипнологии и психотерапии при Ленинградском обществе неврологов, которая в 1991 году преобразуется им в Санкт-Петербургское научное общество психотерапевтов.

 

Примечательно, что помимо петербуржцев в него входили психотерапевты 46 городов России. В эти же годы он основал и был главным редактором (1991-1992 г.г.) журнала «Вестник гипнологии и психотерапии». Им было организовано и проведено три всесоюзных научных конференции на тему «Патология нервной системы и беременность» (1978, 1980 и 1982 г.г.), а также конференция «Актуальные проблемы современной психотерапии» (г.Паланга, 1991). С 1994 года печатным органом Санкт-Петербургского научного общества психотерапевтов становится журнал под редакцией Архангельского А.Е. «Календарь психотерапевта».

В 1999 году Аскольд Евгеньевич защищает докторскую диссертацию по теме «Патология нервной системы и беременность». Работа была выполнена в Военно-медицинской академии и в Институте акушерства и гинекологии им. Д. О. Отто РАМН. Научными консультантами выступали доктор медицинских наук, профессор Одинак М.М. и доктор медицинских наук, профессор Нечипоренко В. В.. Отдавая дань своему учителю, Чистовичу А.С., в 2007 году Аскольд Евгеньевич под своей научной редакцией издает монографию — А.С.Чистович «Психиатрические этюды». Помимо научной и преподавательской деятельности вплоть до своей скоропостижной кончины 6 ноября 2007 года Аскольд Евгеньевич продолжал вести прием пациентов и заниматься психотерапией. Похоронен Архангельский А.Е. на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге. Уже после смерти в 2011 году усилиями родственников Аскольда Евгеньевича был издан так и не завершенный им при жизни труд - библиографический справочник «Русские и российские психиатры, невропатологи и психотерапевты».

   Хорошему учителю, как и успешному психотерапевту, всегда присуща харизма. Как она проявлялась у Аскольда Евгеньевича? Чем с более сложной и выдающейся личностью нам приходиться иметь дело, тем сложнее описать то впечатление, которое он оказывал на окружающих. Герой нашей публикации не является исключением. В его облике и поведении было что-то восточное: цепкий, решительный с легким прищуром взгляд; аристократическая сдержанность в общении; уверенный и интонационно насыщенный голос; правильная, образная и афористичная речь. Зачастую в процессе психотерапии или даже просто обычного разговора он вдруг превращался в новоявленного Ходжу Насреддина с его искрометным юмором и способностью находить остроумные решения самых сложных проблем. Не секрет, что дилогия «Повесть о Ходже Насреддине» Леонида Соловьева была одним из любимых его произведений. Афоризмы и притчи из него он часто цитировал, иллюстрируя различные состояния и умение недирективного взаимодействия. Однажды я был свидетелем, как в кружок нервных болезней пытался записаться курсант академии. Тому очень хотелось овладеть навыками гипносуггестии. Что-то в его облике и поведении насторожило Аскольда Евгеньевича. Он не стал ему отказывать напрямую, напротив, несколько нарочито даже его поддержал. Но перед тем, как быть допущенным к изучению этой дисциплины, «будущему психотерапевту» было предписано изучить «очень важную книгу» - «Руководство по психотерапии» под редакцией Рожнова В.Е.. Те кто держали этот опус в руках, прекрасно помнят о ее внушительном объеме и, мягко скажем, не самом простом языке изложения материала. Тест на мотивацию этот курсант не прошел.

   Аскольд Евгеньевич никогда не пытался нравиться всем. Не секрет, что и на кафедре нервных болезней, и на кафедре психиатрии у него были не только почитатели, но и недоброжелатели. Этому способствовали свойственные ему принципиальность и обостренное чувство справедливости. Он прежде всего радел за дело, игнорируя разного рода закулисные игры и предпочитая решать проблемыне вопросы открыто и честно. Не многие из оппонентов могли выдержать с ним откровенного диалога с глазу на глаз. В ответ плелись интриги и распространялись сплетни. К сожалению, это отвлекало внимание, забирало душевные силы и создавало порой не преодолимые препятствия для реализации его таланта. Подобное положение вещей не могло не порождать некую двусмысленность его статуса в военно-медицинской академии. С одной стороны, официально признаваемый профессионализм, успех и популярность среди слушателей всех рангов (выдвижение на Всероссийский конкурс «Лучший врач года» в 2007 году). С другой - маскируемый за неоднократными обещаниями отказ в создании условий для дальнейшего развития этого направления.

   За время преподавания суггестивной психотерапии в военно-медицинской академии через руки Аскольда Евгеньевича прошли многие сотни врачей. Но вряд ли их можно в полной мере считать его учениками. Ведь они через него лишь приобщались к психотерапии или расширяли уже имеющийся арсенал в этой специальности. Костяком школы Архангельского А.Е., на мой взгляд, могут быть названы не более 2-3 десятков человек. Это те, в кого он вложился еще и как воспитатель. Большая часть из них, как уже отмечалось, впервые познакомилась с Аскольдом Евгеньевичем будучи курсантами военно-медицинской академии и занимаясь дополнительно в кружке ВНОС на кафедре нервных болезней. Не все они являются сейчас профессиональными психиатрами и психотерапевтами. Многие из них стали неврологами. Несколько человек трудяться в качестве нейрохирургов. Есть среди учеников и специалисты с психологическим образованием. Подавляющее большинство из названых заявили о себе еще и как ученые, получив кандидатские и докторские степени. Одним словом, никто из них не потерялся в жизни. Были бы они столь успешными не пройдя школу Аскольда Евгеньевича?

   Я надеюсь, что в последующих публикациях мы сможем представить более полную картину о школе Архангельского А.Е., проведя подробное интервьюирование других его учеников. В завершение данной статьи мне бы хотелось кратко отразить свой взгляд на этот вопрос. Чем же примечателен подход к суггестивной психотерапии и ее преподаванию, который культивировал и передавал своим ученикам Архангельский Аскольд Евгеньевич? В самом общем виде к его отличительным чертам следовало бы отнести:

1) Историзм.

   Аскольд Евгеньевич уделял особое внимание факту исторической приемственности метода которому он обучал: от Жана-Мартена Шарко к Бехтереву В.М. и затем от Чистовича А.С. к его последователям в лице Архарнельского А.Е. и нас, соответственно.

2) Высокие требования к личностным и морально нравственным качествам своих учеников.

   К посещению кружка не допускались курсанты с плохой успеваемостью, замеченные в злоупотреблении алкоголем или курящие. Как уже отмечалось, Аскольдом Евгеньевичем большое внимание уделялось воспитанию как таковому. Это касалось как взращивания профессионально значимых качеств, так и совершенствования мировоззрения и расширения культурного кругозора в целом. С целью развития навыков владения словом, формирования интереса к научной деятельности он побуждал слушателей писать научно-популярные статьи в газеты и журналы.

В дальнейшем к этому добавлялись публикации результатов научных работ в сборниках тезисов. Многие из курсантов за время обучения оформляли рационализаторские предложения по использованию методов суггестивного воздействия. В бытность моего обучения, например, кружковцы занимались такой прикладной проблемой как совершенствование методов профилактики кинетозов или синдрома укачивания.

   Нельзя не сказать о том, как Аскольд Евгеньевич воспитывал чувство уважения и признательности к своим учителям. В первую очередь он сам являлся показательным примером подобного отношения. Учитель это зримый идеал, ориентируясь на который ученик может быстро и плодотворно совершенствоваться в выбранном направлении. Для нас таковыми были Жуковский М.Н., Аствацатуров М.И., Карчикян С.И., Дойников Б.С. и многие другие отечественные неврологи и психиатры. Знакомство с их жизнью и вкладом в науку происходило через конференции, приуроченные их памяти.Им посвящались выездные заседания кружка кафедры нервных болезней с возложением цветов на их могилы.

   Большое внимание Аскольд Евгеньевич уделял формированию у своию учеников понимания границ дозволенного. Врач, практикующий суггестивные техники вводит пациентов в состояния не просто повышенной восприимчивости, а повышенной открытости (обнаженности) своей психики. С одной стороны, возникает соблазн злоупотребления доверием клиента, а с другой — формирования о себе и своих возможностях завышенного самомнения («комплекса Бога»). И то и другое неприемлемо. В этой связи хочется вспомнить об отношении Архангельского А.Е. к выступлениям Кашпировского А.М.. Он очень внимательно следил за происходящим. Свою критическую позицию Аскольд Евгеньевич неоднократно озвучивал через средства массовой информации. Для получения личных впечатлений он посылал нас на выступления этого «психотерапевта». Теме недопустимости проводимых Кашпировским А.М. телесеансов посвящались заседания секции гипнологии и психотерапии Ленинградского общества неврологов.

На одном из них, например, выступал профессор Лебедев В.И., который знакомил присутствующих с вызванными ими осложнениями на основе большого статистического материала, полученного из различных уголков нашей страны.

3) Использование для обучения суггестивной психотерапии приемов гипносуггестопедии.  

   Использование измененных состояний сознания и внушения в педагогическом процессе в этот период не было чем-то принципиально новым. Подобные подходы использовались чаще всего для изучения языков. Нам уже были доступны работы болгарского педагога и психолога Георги Лозанова и других авторов. Обучение же навыкам суггестивной психотерапии с привлечением потенциала трансовых состояний на тот момент было безусловно новаторской инициативой. К сожалению, Аскольд Евгеньевич не оставил печатных работ с обобщением этого опыта. И мы можем в этом вопросе ориентироваться только на воспоминания прошедших через него учеников.

4) Взгляд на человеческую личность через призму суггестивного подхода.

   Для раскрытия данного тезиса приведем цитату из работы Аскольда Евгеньевича. « Главным от­ли­чием человека от представителей животного мира является его способность усваивать и передавать видовой опыт не только с помощью генетического кода, но также при помощи понятияй, зашифрованных в звуковой и пись­мен­ной речи — в словах. Следует различать два основных типа речи: информационную речь, проходящую контроль логического мышления или цензуры, и суггестивную речь, не подвергающуюся такой цензуре. При допущении наз­ванных предпосылок мы определяем человеческую лич­ность со всеми ее взглядами, убеждениями, привычками, как совокупность состоявшихся прежде суггестий. Суг­гес­тированные понятия предопределяют основные, ти­пичные реакции человека не только на вербальные стимулы, но и его разнообазные поведенческие стереотипы в самых различных жизненных ситуациях, прежде всего в эмо­цио­нально окрашенных, "маркированных" эмоциями….. При суггестивных воздействиях происходит со­по­став­ление нового суггестивного сигнала с предыдущими, уста­новление их взаимного соответствия. Если новая суг­гес­тия, содержащаяся в полученном словесном воздей­ствии, не противоречит предыдущим суггестированным уста­нов­кам, происходит ее закрепление, "встраивание" в систему предшествующего жизненного опыта. В противопо­лож­ном случае возникает весьма болезненный для пациента про­цесс конкурентной борьбы суггестий в подсознании. И если исход такой борьбы не определяется, возникает со­стоя­ние невроза.» Таким образом, в рамках суггестивной психотерапии постулируется, что развитие пограничных психических нарушений связано прежде всего с патологическим действием суггестивного механизма. Данное положение не противоречит открытиям, сделанным в рамках других направлений психотерапии. Но важно иметь ввиду, что внутренний конфликт, возникающий по суггестивному механизму и нейтролизовывать логичнее и проще с применением суггестивных приемов.

5) Расширение арсенала суггестивной психотерапии.

   Любой мало мальски знакомый с суггестивной психотерапией специалист знает, что «лобовые» суггестии редко оказываются эффективными. Чтобы повысить терапевтический потенциал внушения необходимо знание психофизиологических закономерностей функционирования психики. Одной из важнейших является концепция доминанты Ухтомского А.А.. За любым суггестивным воздействием стоит создание терапевтической доминанты. Последняя, в свою очередь, будет действенной только в случае ее преобладания над патологической доминантой. В попытках решить эту проблему Аскольд Евгеньевич на протяжении многих лет экспериментировал с так называемым феноменом гипермнезии. Оказалось, что актуализация прошлого опыта здоровья человека и/или его конструирование с закреплением в состоянии терапевтического транса может существенно усились терапевтическую доминанту. С опорой на эту и ряд других закономерностей была разработана психотерапевтическая методика «Лечебная программа». Нельзя не упомянуть также и приемах воздействия на патологические проявления опосредованно через сновидения. Это позволяло повысить эффективность суггестивного воздействия за счет обхода патологических защитных механизмов психики. Спектр терапевтического воздействия на повторяющиеся сюжеты сновидений находился в диапазоне от их направленной трансформации до полной блокировки.

6) Применение суггестивной психотерапии в коррекции органических (непсихогенных) нарушений.

   Известно, что воздействие словом в измененных состояниях сознания не ограничивается только психической сферой.

«Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести».

Эти строки В.Шефнера прекрасный эпиграф для описания потенциала суггестивной психотерапии. Когда мы говорим об опыте применения суггестивной психотерапии в комплексной психотерапии органической патологии Архангельским А.Е. и его учениками, то получится внушительный список. В первую очередь это ряд заболеваний и синдромов, связанных с повреждением нервной системы (эпилепсия, цефалгия, фантомные боли, расстройства вегетативной нервной системы и другие), акушерство (подготовка к родам и ведение рожениц с патологией нервной системы) и кожные заболевания (экзема, псориаз, атопический дерматит, алопеция и другие). Отдельного упоминания заслуживает опыт использования психотерапии в комплексной терапии онкологических заболеваний. Такое расширение сферы использования психотерапии следует также отнести к особенностям и достижениям школы суггестивной психотерапии Архангельского А.Е..

7) Совершенствование приемов самовоздействия для закрепления терапевтического результата.

   Методы использования приемов самовнушения, аутотренинга, релаксации и других методов психотерапевтического самовоздействия имеют более чем столетнюю историю. Их популярность привела к тому, что некоторые авторы рассматривают их даже как отдельное направление психотерапии. Многие из методов не утратили своей актуальности и в наше время. Однако из-за громоздкости и требований значительного промежутка премения для овладения они перестали применяться в авторских версиях. В качестве примеров можно привести такие фундаментальные методики как аутотренинг И.Шульца и прогрессивную мышечную релаксацию по Э.Джекобсону. Сейчас чрезвычайно редко можно встретить специалистов, предалгающих обучать этим методам по исходным алгоритмам. Архангельский А.Е. и его ученики не стали исключением. Было разработано и в настоящее время активно используется несколько оригинальных аутогипнотических техник, отличительными особенностями которых является быстрота обучения и их специализированный характер (коррекция соматовегетативных, болевых нарушений; активация скрытых резервов организма и психики и др.).

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *