Начиная цикл вебинаров, посвященных столь актуальной теме, мы хотели бы сделать материал максимально доступным для восприятия. Очень важно, чтобы с самого начала был заложен правильный фундамент, который даст возможность не только легче усваивать последующую информацию, но и ускорит выработку навыков владения собой. По результатам первого вебинара мы считаем необходимым внести следующие уточняющие комментарии.
1.Акцент на понимании предполагает, что рассказывая о принципах работы психики, мы будем не столько объяснять, сколько стараться передать суть и различные нюансы смыслов, происходящего в нашей психике. Таким образом, чтобы понять материал, слушателям не нужны изначальные теоретические знания. Примеры, метафоры и образы, к которым мы будем очень часто прибегать, помогут им вчувствоваться в информацию и воспринимать ее непосредственно. Это и называется феноменологическим пониманием. Отсылки к объяснениям также будут (как же без них), но больше с целью показать их ограниченность и относительность, а также зависимость от успехов нынешнего уровня развития наук о психическом в целом.
2.Понятие переживания используется нами как особая категория, которая имеет мало общего с обыденным применением данного слова. Это не нервозность или некое эмоциональное состояние. Фактически любой психический процесс является переживанием. Наша психика в каждый момент времени представляет собой одно большое переживание. Также как океан состоит из молекул воды, так и психика является производной от множества переживаний.
3.Целостный характер психики и понимание отличия органического целого от представления о психике как механической суммы частей дает возможность уйти от массы заблуждений. У нас нет отдельно существующих мышления, эмоций, воли и телесных реакций. Они все проявляются в переживании как неразделимое целое. Поэтому когда пациенты говорят, что я, мол, спокоен, но у меня потеют руки, учащенно бьется сердце, трудно дышать и напряжение в голове, то приходится объяснять, что это свидетельствует о тревожно окрашенном переживании, которое подпитывается определенными мыслями и действиями. Одного без другого не бывает. Знание структуры переживания позволяет целенаправленно на него воздействовать через мыслительную, чувственную, телесную его составляющую.
4.Личность (наше «Я») является ядром нашей психики. При этом «Я» определенным образом переживается и само способно генерировать переживания. Личность формирует своего рода фильтр (возможно, ряд фильтров), которые влияют и на восприятие человека, и на его мышление, и последующие действия. Все события внешнего мира и импульсы, идущие от тела проходят через фильтр внутриличностных установок, фиксируя все то, что с ними согласуется. Если у человека действует установка, что «жизнь полна угроз и опасностей», то он будет выхватывать из происходящего вокруг и внутри него подтверждение этому. Оборотной стороной медали становится прогрессирующее игнорирование приятных сторон жизни, с последующим закономерным повышением уровня тревожности и общей неудовлетворенности.
5.Пример из предыдущего комментария является иллюстрацией одного из распространенных механизмов возникновения шторма в океане нашей психики, который способен поставить под угрозу ее управляемость. Кроме того, он иллюстрирует и принцип целостности. Если психика и личность представляет собой одно органическое целое, то тогда причиной бури в этом случае являются не какие-то сторонние силы, а тот самый гребец на лодочке. Вот почему одним из базовых приемов возврата управляемости переживаниями со стороны «Я» (а значит и условием полноценного функционирования психики) становится обучение способам самовоздействия на интенсивность переживаний.